В поисках Беринга

Как на самом деле выглядел Витус Беринг? И каким образом доставали из моря чугунные пушки XVIII века? Об этом и многом другом узнали гости третьей встречи Клуба любителей путешествий Звенигорода в рамках устного журнала «Звенигородский путешественник», которая прошла в городской библиотеке им. А.П. Чехова в субботу, 17 мая.
А тем человеком, что рассказал любителям путешествий о невероятных археологических экспедициях в лагерь Витуса Беринга на Командорских островах, стал звенигородец, доктор исторических наук писатель Андрей Станюкович.
Представляя собравшимся почетного гостя, руководитель Клуба любителей путешествий Звенигорода Сергей Белугин рассказал, что он познакомился с Андреем Кирилловичем, после того как увидел в библиотеке его книгу о Командорских островах. Книга заинтересовала Сергея Леонидовича, поскольку в юности он прожил несколько лет на Камчатке, а многим позже читал в газетах об экспедиции на стоянку Беринга. Узнав, что участник этой экспедиции – Андрей Станюкович – живет в Звенигороде, Сергей Леонидович познакомился с ним, неоднократно приглашал на фотовыставки Клуба любителей путешествий и, разумеется, предложил ему рассказать о своих археологических исследованиях на далекой Камчатке в рамках «Устного журнала».
14 пушек и лицо Беринга
Андрей Станюкович начинал свою научную карьеру как физик, затем занимался геофизическими методами в археологии, пытаясь найти способ изучать поверхностные слои почвы без раскопок: с помощью магниторазведки, электроразведки и металлодетекторов. Эти методы ученый успешно применил на практике в 1981 году в ходе экспедиции на Командорские острова.
«В 1979 году там работал небольшой разведочный отряд из Владивостока, который пришел к выводу о необходимости проведения более серьезных изысканий на месте зимовки Беринга, – рассказал Андрей Кириллович. – Напомню, что в 1741 году корабль Беринга «Святой Петр» добрался до Северной Америки. На обратном пути их экспедиция исследовала остров Каяк у берегов Северной Америки и несколько островов Алеутской гряды. Из-за несовершенных методов навигации того времени они немного заблудились и вместо Камчатки оказались на Командорских островах. Там им пришлось разбить лагерь и перезимовать. Свирепствовала цинга, от которой многие умерли, в том числе и сам Витус Беринг. Выжившие уже в 1742 году из обломков своего пакетбота построили маленькое судно, на котором они не только успешно добрались до Камчатки, но и потом это судно еще 30 лет ходило по морям в составе Охотской флотилии.
Моя основная задача в экспедиции 1981 года заключалась в поиске чугунных пушек с корабля «Святой Петр», – продолжил Андрей Станюкович. – Всего на пакетботе было 14 пушек, которые оставались где-то в бухте. В 30-е годы прошлого века три пушки, находившиеся на поверхности, были оттуда вывезены.
Там очень сейсмоактивная зона, земная кора то понижается, то поднимается, и к моменту наших исследований песчаный берег, на котором находились пушки, опустился примерно на три метра и оказался под водой. Мы работали во время отливов и смогли поднять 7 пушек. Еще четыре пока оставались в бухте. Кроме того, мы изучили землянки моряков и собрали огромное количество артефактов.
С тех пор прошло 10 лет. Мы опубликовали книгу по результатам экспедиции, а я стал уже не столько геофизиком, сколько полевым археологом. Вторая экспедиция к месту зимовки Беринга состоялась в 1991 году. На этот раз мы сумели поднять оставшиеся 4 пушки и найти могилы Витуса Беринга и его спутников. Находку захоронений я считаю одним из самых существенных результатов второй экспедиции, — ведь по останкам Беринга с помощью методов антропологии и судебной медицины удалось восстановить его настоящий облик. Оказалось, что хрестоматийный портрет мореплавателя, публиковавшийся во всех советских учебниках и энциклопедиях, на самом деле принадлежал другому Витусу Берингу, датскому королевскому историографу и родному дяде капитана-командора».
Затем собравшимся было предложено посмотреть два короткометражных фильма об археологических исследованиях на месте зимовки Беринга – фильм «240 лет спустя», снятый в 1981 году, и подборку новостей Центрального телевидения СССР 1991 года, посвященную экспедиции.

Пропавшая деревня
и «черные археологи»
Затем присутствовавшие задали Андрею Станюковичу интересующие их вопросы.
Отвечая на них, Андрей Кириллович рассказал об археологических исследованиях, которые он проводил на территории Звенигорода и его окрестностей. Ученый особо подчеркнул, что, по археологическим данным, твердо установлено, что Звенигород был основан в XII веке, а не в XIV, как было принято считать до этого.
Одна жительница Звенигорода поинтересовалась у ученого о том, что он знает о существующем в Звенигороде и передающемся из поколения в поколение предании о пропавшей деревне Колтарово, которая якобы располагалась за Верхним Посадом в сторону Луцинского шоссе, где потом стало болотистое место и завелись змеи. Поговаривали, что в деревне была церковь, которая ушла под землю. Андрей Кириллович сказал, что там действительно когда-то находилась деревня и исчезла она, вероятно, в период Смутного времени, в XVII веке, когда было уничтожено очень много малых населенных пунктов. А церковь, разумеется, под землю не уходила, а была утрачена в силу каких-либо естественных причин – например, сгорела.
Поговорили и о так называемых «черных копателях» (вооруженных металлодетекторами самодеятельных охотниках за погребенными в земле древностями и кладами), в отношении которых законодательством недавно были введены поистине драконовские меры: тюремное заключение сроком до 6 лет и гигантские штрафы. Андрей Станюкович, однако, заметил, что не согласен с такой политикой, особенно применительно к Московской области, и считает, что пусть уж лучше копатели изымут из земли имеющийся там материал и покажут его ученым, прежде чем на памятниках археологии вырастут чьи-либо коттеджи. А последние, как оказалось, регулярно возводятся именно на территориях, представляющих живой интерес для археологов. Так, например, в Поречье при строительстве дорогих коттеджей для состоятельных, но несознательных граждан было полностью уничтожено несколько десятков древнерусских курганов. Сергей Белугин подтвердил этот факт и отметил, что какие-то курганы пока еще целы, хоть уже и обнесены высоким забором.
Кроме того, Сергей Леонидович обратился к Андрею Станюковичу с просьбой помочь ему разобраться в том, есть ли затонувший танк в Бельском озере. Андрей Кириллович ответил, что необходимая для этого аппаратура у него имеется, но нужно более или менее точно знать, где искать – сузить место поиска до квадрата размером хотя бы 100 на 100 метров. А еще рассказал о поисках «катюши» времен Великой Отечественной войны в Новомосковске, которая была найдена и извлечена из водохранилища с 10-метровой глубины и после восстановления даже смогла 9 Мая следующего года самостоятельно проехать по городу.
Затем гости «Устного журнала» обсудили книги Андрея Станюковича «В десяти саженях отсюда» и «Скелет у дороги», принадлежащие, по мнению критиков, к совершенно новому жанру, именуемому «краеведческий детектив». Однако, как рассказал Андрей Кириллович, самые главные его книги в Звенигородской библиотеке пока не представлены. Это серьезные научные труды, посвященные исследованию находок как раз упоминавшихся выше «копателей». Благодаря этим книгам Андрей Станюкович ввел в научный оборот уникальные предметы, принадлежащие к двум редким категориям находок – средневековым прикладным печатям и иконкам-привескам. «В начале июня выйдет в свет еще одна моя научная книга, основанная на находках любителей», – добавил доктор исторических наук.
А завершилась встреча дегустацией вина из звенигородского винограда.

Елена РЕМИЗОВА
По материалам газеты "Звенигородские ведомости"

На главную страницу